Совсем скоро российские школьники будут изучать обществознание совсем по-другому. С 2025 года один из предметов вероятнее всего окончательно исчезнет из расписания средних классов, и это решение уже сейчас вызывает множество споров среди учителей и родителей. Почему меняют один из ключевых предметов? Чем его заменят? И как это повлияет на подготовку к ЕГЭ? Давайте разбираться.

Зачем убирают обществознание?
Министерство просвещения объясняет изменения новыми требованиями времени. Сегодня важно не просто заучивать факты, а уметь анализировать информацию, мыслить критически и применять знания на практике. Обществознание в его нынешнем виде, по мнению экспертов, слишком теоретическое. Вся проблема состоит в том, что школьники просто-напросто зубрят термины, но не всегда понимают, как использовать их в жизни.
Современному человеку нужны не просто знания о государстве и праве, а умение ориентироваться в сложном мире, принимать решения и работать в команде, разъясняет директор одного из научных институтов. Именно поэтому акцент смещается на так называемые «гибкие навыки»: критическое мышление, финансовую грамотность, умение решать проблемы.
Как будут учить без обществознания?
Предмет не исчезнет полностью как таковой. Вместо этого его планируют перераспределить. С 2025 года обществознание уберут для 6-7 классов, а через год — и для восьмых. Старшеклассники (9-11 классы) продолжат его изучать, но, возможно, в измененном формате.
Что вместо него? Часть тем перенесут в другие предметы:
Основы права и экономики вероятнее всего могут войти в историю и математику.
Вопросы гражданского общества и этики перенесут в литературу и классные часы.
Финансовую грамотность будут преподавать отдельно или в рамках проектной работы.
Подобный подход уже применяют в некоторых странах. Сейчас там обществоведческие знания дают не в виде отдельного предмета, а в контексте других дисциплин.
А как же ЕГЭ?
Обществознание остается одним из самых популярных предметов по выбору, и пока его не планируют убирать из ЕГЭ. Но подготовка к экзамену изменится: если раньше школьники начинали изучать предмет с 6 класса, то теперь углубленное изучение начнется только в старших классах.
Это значит, что ученикам, которые выберут обществознание для ЕГЭ, возможно, придется больше заниматься самостоятельно или с репетиторами. С другой стороны, новый подход может сделать экзамен более практическим — меньше теории, больше анализа реальных ситуаций.
Хорошо это или плохо?
Мнения разделились. Одни считают, что интеграция обществознания в другие предметы поможет лучше усваивать материал. Другие опасаются, что без системного курса школьники будут хуже понимать, как устроено общество.
Очевидно одно: система образования меняется, и эти изменения — часть большого перехода к более гибкому и практичному обучению. Остается надеяться, что реформа действительно поможет школьникам лучше ориентироваться в современном мире, а не лишит их важных знаний.