В России все чаще поднимается вопрос о возможном введении возрастных ограничениях для водителей транспортных средств. И хоть в настоящее время закон пока не устанавливает предельный возраст для управления автомобилем, дискуссии о необходимости таких мер становятся активнее.

Опыт против возрастных изменений
С одной стороны, водители со стажем обладают бесценным опытом. Они лучше прогнозируют опасные ситуации на дороге и обычно ведут себя более осторожно. К сожалению, вместе с возрастом неизбежно ухудшается зрение, замедляется реакция и теряется острота восприятия. Даже доли секунды в критический момент могут стать решающими. Впрочем, однозначных выводов из имеющейся статистики сделать пока что нельзя.
Что касается мирового опыта, то разные страны решают этот вопрос по-своему:
- В Саудовской Аравии права автоматически аннулируют после 75 лет
- Турция, ОАЭ и Филиппины ввели обязательные частые медосмотры для пожилых водителей
- В Японии после 70 лет нужно ежегодно подтверждать свои навыки на специальном тесте
Как обстоят дела в России
В России пока нет законодательного ограничения максимального возраста для управления автомобилем. Однако все водители, независимо от возраста, обязаны проходить медицинскую комиссию при замене прав. Проблема в том, что такая проверка проводится раз в 10 лет (для водителей старше 50 лет — раз в 5 лет), что многие эксперты считают недостаточным и приводящим к учащению потенциально опасных ситуаций на дорогах.
Медицинское освидетельствование сейчас включает проверку зрения, слуха, наличия хронических заболеваний и психического состояния. Но на практике осмотры часто носят формальный характер и не всегда выявляют возрастные изменения, влияющие на способность безопасно управлять автомобилем.
При каких заболеваниях могут лишить прав
Российские врачи обязаны сообщать в Госавтоинспекцию о пациентах, чьи заболевания представляют опасность на дороге. К ним относятся:
- Сердечно-сосудистые заболевания (например, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, перенесенный инфаркт или инсульт
- Неврологические нарушения (в их числе эпилепсия, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз)
- Психические расстройства (например, шизофрения, тяжелые формы депрессии, деменция)
- Проблемы со зрением (катаракта, глаукома, сильное ухудшение зрения)
- Эндокринные заболевания (например, сахарный диабет с частыми гипогликемическими состояниями)
Решение о допуске к управлению автомобилем принимает медицинская комиссия на основании полного обследования. Водитель может оспорить это решение в суде, если предоставит дополнительные медицинские заключения, пишут Пруфы .
Возможное решение
Вместо жестких возрастных рамок можно ввести регулярные медосмотры для водителей старше 65-70 лет. Частоту проверок стоит определять индивидуально, по результатам обследований. Такой подход сохранит права опытных водителей и повысит безопасность на дорогах.
Как в итоге все окажется на практике – вопрос ближайших лет, поскольку дискуссии на этот счет идут уже сейчас.
Читайте также:
- Начнется белая полоса: Тамара Глоба назвала главного счастливчика второй половины 2025 года Змеи
- «Теперь будет бесплатно»: пенсионеров, доживших до 65 лет, ждет очень приятный сюрприз
- «Съедают» четверть электричества в доме — эти 2 прибора нужно всегда отключать от питания
- Телефон проживет на 10 лет дольше: просто отключите эту функцию на своем гаджете
- Ученые назвали самые полезные пельмени - фарш не свиной, не говяжий и в два раза полезнее куриного