Специалисты видят угрозу в росте количества детей, переводимых в частные школы
Во Владимирской области увеличилось число детей, переведённых на обучение в частные школы. За период 2021/2022 - 2023/2024 учебных годов количество детей, переведенных из общеобразовательных школ на семейное образование увеличилось на 34,5%. А общая численность обучаемых подобным образом экстернов к 2024 году выросла на 79% (с 23 человек в 2022 году до 414 человек).
Обучаться в частной школе, также, как быть приверженцем семейного образования вполне врамках закона. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» предусмотрены различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности. Но если раньше вышеуказанный формат обучения выбирался как вынужденная мера в том случае, когда школа далеко от дома, в случае проживания семьи за границей или при наличии у ребенка заболеваний, препятствующих посещению школы, то сейчас это стало осознанным выбором родителей.
Специалисты отмечают, что в последние годы популярность семейного образования в стране растет, особенно в крупных городах. Для привлечения учеников даётся активная реклама в социальных сетях и месенджерах, на баннерах и раздаваемых флаерах. Родителей приглашают принять участие в «авторских семинарах», на которых выступают лекторы с призывами отказаться от обучения в учреждениях образования и перейти на семейную форму обучения.
И всё бы ничего, если бы не идеология некоторых частных учебных заведений. В ней действующая система образования выставляется как слабая и неконкурентная. В ряде случаев родители, выводящие детей из школ, заявляли о приверженности идеям учения «Звенящие кедры России» и движения «граждане СССР». В первом случае идеологи отрицают существующую систему государственного управления, учат враждебному отношению к чиновникам и сотрудникам правоохранительных структур. К тому же в России были зафиксированы попытки адептов этого учения завладеть земельными ресурсами иквартирами россиян. Приверженцы второго движения отрицают распад СССР как осударства. По их идеологии Российская Федерация является страной-террористом, виновной в узурпации власти, геноциде и расовой дискриминации против граждан, проживающих в границах бывшего Советского Союза.
Кто оценивает уровень знаний обучающихся в частных школах?
Оценка уровня знаний обучаемых организуется только один раз в год. Необходимые квалификационные работы должны сдаваться на базе общеобразовательной школы. Например, в одном из районов Владимирской области учащиеся центра семейного образования должны сдавать промежуточные и выпускные экзамены в средней школе, к которой прикреплены на основании договора. При этом имеются факты проведения фиктивной промежуточной аттестации учащихся.
Так, в 2022-2023 учебном году проверочные работы готовились прямо на месте осуществления образовательного процесса с помощью преподавателей, а затем направлялись в школу.
Из объединений, ведущих подобную образовательную деятельность, только 2 частных школы зарегистрированы в Федеральной налоговой службе России в качестве индивидуальных предпринимателей. Остальные работают без какого-либо юридического статуса. В таких организациях невозможно провести проверки пожарной безопасности, атакже соблюдение антитеррористических и санитарных норм. Специалисты отмечают, что подобные структуры, применяющие свой «уникальный»
подход, по сути опасны, так как идёт подмена функций школы. Осложняется процесс воспитания юных патриотов. Отсутствуют классные часы «Разговоры о важном», поднятие флага Российской Федерации и исполнение отечественного гимна, что противоречит требованиям действующего законодательства. Таким образом смещается акцент в сторону индивидуалистского мировоззрения. И это находит поддержку среди некоторых родителей.
В перспективе подобные обстоятельства могут использоваться деструктивными силами.
Как отмечают специалисты, в стране необходимо усовершенствовать законодательную базу для того, чтобы частные школы не работали в отрыве от общей системы образования страны, а проверяющие органы могли контролировать вопросы безопасности в таких учебных заведениях.